Женщины в медиа. Почему их нужно ценить и поддерживать

post-image

Конференция «Женщины из медиа в меняющемся мире», организованная Национальной Коалицией женщин журналисток Таджикистана, Программным Офисом ОБСЕ в Душанбе и Представительством Европейского Союза в Таджикистане прошла в Душанбе 3 мая в честь Всемирного Дня свободы печати.

Она собрала около 80 человек из числа медиаперсон Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана (в онлайн формате), представителей международных и дипломатических ведомств и средств массовой информации из Таджикистана.

В Таджикистане медиа за последние 15 лет стали довольно трудной сферой, постоянно находящейся в экономических и политических кризисах. И женщины лучше приспосабливаются к трудным временам. Да, женщины более выносливые, стойкие и живучие, сильные и с глубоким чувством эмпатии ко всему происходящему.

Когда в 1963 году американка Кэтрин Грэм стала издателем газеты The Washington Post, получив ее в управление после смерти мужа, в новой роли она почувствовала себя неуютно. «Я думаю, что мужчина подошел бы лучше для этой работы, чем женщина», — писала Кэтрин Грэм в автобиографии. Грэм управляла The Washington Post до 1991 года, но при этом женщину на посту главреда влиятельного издания представить себе не могла. На протяжении 143 лет главными редакторами The Washington Post были исключительно мужчины. Все изменилось в мае 2021 года, когда на этот пост назначили Салли Базби.

Изменения, произошедшие в The Washington Post в этом году, не стали событием уникальным. В апреле 2021 года главным редактором одного из крупнейших в мире новостных агентств Reuters назначена Алессандра Галлони — первая женщина впервые за 170-летнюю историю агентства. За два года до этого главным редактором влиятельной The Financial Times стала Рула Халаф — первая женщина за 131-летнюю историю газеты. 

Как показывают исследования, женщины в медиа сталкиваются с более враждебной корпоративной средой, считалось, что с точки зрения политического влияния и бизнеса женщины пост главного редактора не потянут. Женщины в медийной отрасли оцениваются по иным стандартам, нежели мужчины, и гендерные оценки — это самое большое препятствие на пути к тому, чтобы равное количество женщин и мужчин занимали руководящие должности в их организациях.

«В большинстве традиционных медиакорпораций возможность занимать лидирующие должности напрямую зависит от опыта работы, — говорит Дэвид Х. Уивер, профессор Университета Индианы, который несколько десятилетий изучал рабочие модели отдела новостей. — На женщин до сих пор возложена большая часть обязанностей по уходу за детьми и работы по дому, поэтому они не могут долго оставаться в условиях стрессовой работы и ненормированного графика, свойственного журналистике. Это сильно снижает их шанс на успех в сравнении с мужчинами. Другой фактор — это то, что большинство людей в действующем руководстве — мужчины, и при приеме на работу они склонны отдавать предпочтение тем, кто на них похож. «Если бы больше редакторов были готовы искать таланты среди резюме, которые они обычно игнорируют, женщинам было бы проще продвигаться по службе, — считает Женева Оверхолсер, бывший редактор газеты Des Moines Register.

Последние годы, однако, выявили тренд на рост числа женщин в руководстве. В последние годы количество женщин — главных редакторов в мировых медиа выросло до 43%. Эксперты рынка связывают изменения с несколькими тенденциями. Это рост интернет-СМИ (интернет — более демократичная среда,), запрос общества на эмпатию, искренность и новые решения (один из способов достичь которые — создать инклюзивную среду) и все большее количество ролевых моделей успешных руководителей-женщин.

В мире до недавнего времени считалось, что и с точки зрения политического влияния, и с точки зрения бизнеса женщины пост главного редактора не потянут. Что журналистика настолько сильно влияет на мир, страну, экономику, что женщины не справятся. При всем том, что СМИ считается 4 властью, медиа в нашей стране, например, в течение последних 10 лет не рассматривались как влиятельный институт. И поэтому у нас в медиа среде нет гендерного недоверия. Да, у нас много талантливых женщин журналистов и бизнесменов, и женщины идут туда, где они чувствуют себя лучше, где они могу проявить свои возможности.

Глобальная медиаиндустрия консервативна. Она привыкла работать по сценариям, в которых традиционно доминировали мужчины. Сейчас эта отрасль подвержена изменениям. И появление женщин во главе медиа- говорит о том, что традиционные сценарии больше не работают. 

В наших национальных СМИ традиционно много женщин-журналисток. Другое дело, что до последних 10–15 лет они довольно редко попадали на руководящие позиции, да они были главными редакторами, но не владельцами. И именно СМИ оказались среди самых восприимчивых к женской эмансипации институтов. Медиа по определению быстро реагируют на изменения в жизни людей, журналисты профессионально любознательны, быстрее принимают новые явления, тренды.

Есть и негативный для СМИ фактор, который повлиял на представленность женщин в редакциях. За последние лет пятнадцать СМИ столкнулись с жестким экономическим давлением — у них падали тиражи, снижались доходы, читатели и зрители уходили в интернет и соцсети. А следовательно, падали зарплаты журналистов. Мужчины реагируют на сокращение доходов острее, быстрее уходят из журналистики. Женщины в этом смысле более выносливее, преданнее профессии, более устойчивее к проблемам, в которых теперь живут медиа. Они более смелые,  не боятся принимать решения, б более ответственны.

То, что отличает женщин от мужчин — это материнский инстинкт. Если кого-то обижают, они пытаются всех защитить и спасти.

Журналистика все же - это гуманитарная сфера, а женщины это про гуманизм. И ведь сегодня добиваются успеха самые сильные и талантливые и к счастью, в медиа Таджикистана были, есть и мы надеемся будет много ярких фигур.

Вслед за  Кибриё Каххаровой, по праву считающейся первой таджикской журналисткой, в таджикских СМИ много значимых имён: Буринисо Бердыева, Сабохат Шарипова, Хайринисо Мухиддинова, , Мавджуда Хакимова, Тоджинисо Гафурова, Иноят Рустамова, Гулрухсор Сафиева, Озод Аминзода, Анора Остонова, Таълат Нумонова,  Нина Пак,  Зульфия Атои,  Хуринисо Ализода, Халима Хушкадамова, Адолат Мирзоева и многие другие.

А сейчас, я хочу назвать профессионалов, ярких, умных, женщин-ТОП менеджеров, руководителей медиа и общественных организаций, связанных с медиа, которых вы все знаете: Шахло Акобирова, глава ОО «Хома»,  Зебо Таджибаева,  руководитель Ёр тч,  Вера Кулакова-Браннеруд, генеральный директор ТРК «Ватан», Манижа Ахмедова, директор радио Азия Плюс, Ольга Тутубалина, шеф редактор Азия плюс, Роза Шапошник,  руководительница новостной ленты Азия Плюс, Лола Олимова, редактор Британского института по освещению войны и мира в Таджикистане, Саидахон Рахимовой, главного продюсера ТВ «Джахоннамо», Шохона Одиназода, главный редактор журнала Бонувони Точикисто, Фируза Мирджумаева,  глава Общественной организации «Равобит».

И конечно, же отметить первых выдающихся личностей журналистики из стран Центральной Азии.

Первая казашка-журналистка Назипе Кульжановой. Она была одной из самых образованных женщин своего времен.  Общественный деятель, педагог, журналист, переводчик.  Назипа Кульжанова родилась 27 июля 1887 года в Торгае.

В Узбекистане – это  Нозимахоним (1870–1924), первая женщина-публицист, журналист джадидской эры. Нозимахон оставила большой след в стремлении женщин Узбекистана либерализировать свою роль в обществе. Также Собира Холдарова, родившаяся в 1907 году. Первая женщина с образованием журналиста в Узбекистане. Собире Холдаровой было всего 17 лет, когда она стала одним из редакторов советской газеты «Новый путь».

В рамках конференции организована фото-выставка «Выдающие женщины Центральной Азии».

Гульнора Амиршоева